Уф-ф-ф. А я-то думал, что школьный курс биологии ещё помню, Насколько "Эгоистичный ген" читался легко и непринуждённо, настолько непроходимым оказался фенотип. Первые 10 глав я со скрипом продирася через всякие там цистроны, центромеры, гаплоидности и прочие гетерозиготности, и только на трёх последних вздохнул с облегчением.
В общем, для тех, кто забыл чем митоз отличается от мейоза, резюмирую обе книги:
читать дальшеВ начале был репликатор. Причём может быть даже и один, хотя это вряд ли. Репликатор - это сложная органическая молекула, способная к самокопированию. Единожды возникнув в ходе естественных физических и химических процессов, репликатор начинает заполнять пространство вокруг себя собственными точными копиями. Однако в процессе нет-нет да и происходят ошибки, сиречь мутации. Если копия, сделанная с ошибкой, по-прежнему сохраняет свойство самокопирования, то эта ошибка закрепляется у её потомков. Вуаля - у нас уже не один, а два вида репликаторов! Потом три, пять, десять... Вот они уже начинают ращеплять другие репликаторы, чтоб строить собственные копии из их частей, вот они обрастают белковой оболочкой для защиты, вот уже бактерии жгутиками зашевелили, вот динозавр побежал... Однако вирус, бактерия, динозавр и прочее - это тлён, пыль и суета мирская. Они (особенно динозавр) - смертны, и не оставят после себя своих копий. Они полезны только тем, что оберегают жизнь репликаторов, их породивших, и могут дать жизнь новым телам, которые будут нести копии этих самых репликаторов. Громадное физическое тело - это очень полезная штука, которую приобрели в процессе эволюции репликаторы - гены. Гены - вечны, они меняют тела как носки, и единственное, что стоит на их пути к бессмертию - это другие гены, которые хотят того же самого. Мы не более чем машины для выживания генов. Грандиозная и драматическая борьба между аллелями генов в локусах хромосом зародышевой линии незаметно протекает на фоне мышиной возни вроде полётов в космос или заварушки в Сирии. Генам пофиг, что творят их машины для выживания, лишь бы размножались. А для успешного размножения они используют своё влияние на свойства организма. Естественный отбор сохраняет гены, облегчающее размножение и отбрасывает гены, мешающие ему. Ген - это участок ДНК, которые несёт в себе информацию о синтезе конкретной молекулы белка, что в нужное время и в нужном месте построит нужную часть клетки. Больше ничего, но в результате длинной цепочки причинно-следственных связей мы получаем некий внешний признак - фенотипический эффект. Цвет глаз, плотность шерстяного покрова, отвращение к тыквенной каше... Ген манипулирует как самим телом, которое он выстроил вокруг себя, так и другими телами и неодушевлёнными предметами. и хотя сам ген раз за разом делает одно-единственное ключевое действие, его власть поистине впечатляет. Это и есть расширенный фенотип.
Вот такие вот дела. Скромнее надо быть, товарищи, ибо наша роль в этом мире сугубо служебная.)
Что отдельно доставляет в книгах Докинза, так это троллинг креационизма, даже там, где его нет. Примеры, которые он использует для описания всевозможных изощрений, на которые идут гены ради выживания, черезвычайно занимательны. Вот, например, есть такой паразит - волосатик. Мелкая противная тварь, кому охота посмотреть - гугл в помощь. Как и многие другие паразиты, он имеет несколько жизненных циклов и меняет хозяев. Промежуточным хозяином волосатика является пчела. Из пчелы волосатику надо попасть в воду, но пчёлы с водой не дружат. Фигня вопрос - волосатик манипулирует пчелой-хозяином, заставляя её с размаху нырять в водоём. затем он разрывает пчелу изнутри и спокойно уплывает. А искалеченная пчела остаётся умирать.
Другой хитроумный паразит поселяется в глазах улитки, отчего они неимоверно раздуваются и начинают пульсировать. кроме того он выгоняет улитку на солнце, а всё для того, чтоб беднягу склевала птица, являющаяся окончательным хозяином паразита.
Охуенно милосерден господь, сотворивший жизнь на нашей планете.