Британский нейрохирург и автор множества статей про научный атеизм Джонатан Парараджасингхем смонтировал видеозапись, в которой собрал воедино 50 интервью с признанными мыслителями в области физики, химии, философии и психологии. Они поделились своим мнением о вере в бога и жизни после смерти. Ноам Хомский, Бертран Рассел и Гарольд Крото — «Теории и практики» публикуют подборку самых интересных высказываний о религии.
Питер Аткинс профессор химии в Оксфорде «Я думаю, что теология борется с фантомами. Теологи изобрели удивительную вещь — эту практически самодостаточную дисциплину, которая никак не пересекается с физической реальностью. Они сочинили самые разные теории и мысленные конструкции, с помощью которых долгое время пытались наставлять человечество на путь истинный. Одна из таких теорий — о божественной цели. Богословы утверждают, что существует некая предопределенность, которую наука не в силах объяснить. Это типичная теологическая концепция. Они не уважают — и поэтому недооценивают — силу человеческого интеллекта. Они постоянно повторяют этот одновременно наивный и обезоруживающий «аргумент» о неисповедимых путях господних, который ни в коем случае нельзя подвергать сомнению. Это красивые слова, но они лишены всякого смысла. С какой стати, спрашивается, у всего на свете должна быть своя цель и свое назначение?»
Саймон Блэкберн профессор философии в Кембридже «О нет, в религиозном плане я — безнадежный скептик. Я думаю, вся эта мифология — прекрасный материал для хорошей комедии, воистину человеческой комедии! Наука оперирует понятиями и явлениями из реального мира — чувственно постижимыми. А богословие пытается проникнуть в потустороннее, в нечто, что находится за или над реальностью. Дэвид Хьюм говорил, что у религии ничего не получается, потому что подобные начинания просто-напросто бессмысленны. Все по-настоящему полезные идеи касаются того мира, в котором мы находимся. Поэтому лучше бы религия помалкивала!»
Стивен Пинкер профессор психологии в Гарварде «Я — когнитивный психолог, и я придерживаюсь натуралистского подхода к вопросу о человеческом разуме. Иными словами, человеческий разум — следствие существования мозга, а мозг — результат эволюции. Я уверен, что нет никакой надобности придумывать некую метафизическую душу для того, чтобы объяснить работу нашего разума. Потому что существуют вполне доказуемые теории о человеческой природе — взять хотя бы нейробиологию или генетику. И если вы вдруг захотите ответить на главные вопросы бытия, вы с легкостью можете обойтись без отсылок к эзотерическим сущностям и божественному началу».
Ноам Хомски профессор лингвистики в MIT «Я пытаюсь изо всех сил не верить и стараюсь исходить из того принципа, который провозгласил в свое время Бертран Рассел: необходимо держаться подальше от домыслов о жизни после смерти и верить только тому, чему можно найти подтверждение или доказательство. И единственное возможное исключение из этого правила — вера в идеалы. Например, в равенство, свободу и справедливость. Я бы даже сказал, что это не вера вовсе, это — верность».
Лорд Мартин Риз королевский астроном «Наука учит нас, что даже самые простые вещи сложны для понимания. И это заставляет меня с подозрением относиться к любому, кто утверждает, что у него есть простая теория, объясняющая природу всего сущего. То есть я — в какой-то мере пессимист. Думаю, что максимум, на который мы можем рассчитывать, — это объяснять устройство окружающей действительности посредством неких условных метафор и допущений. Соответственно, я полагаю, что мы никогда не сможем похвастаться абсолютным пониманием мироздания. Тем не менее сам я точно не принадлежу к числу тех, кто мог бы принять какую бы то ни было религиозную догму».
Сэр Бертран Рассел философ, лауреат Нобелевской премии по литературе «Я изучил христианские догмы и историю противостояния людей верующих и неверующих. И все доводы в пользу существования бога выглядели настолько неубедительно с точки зрения логики, что я сделал вывод: нет никакой практической пользы в вере в недоказуемые вещи. Ведь тут налицо логическая ошибка: утверждение либо истинно, либо — нет. Если оно истинно — верю, если нет — не верю. И если вы не в силах доказать истинность утверждения, то вы обязаны воздержаться от всяких домыслов и суждений по этому вопросу».
Риккардо Джаккони лауреат Нобелевской премии по физике «Каждое иррациональное убеждение несет в себе настоящую угрозу. Оглянитесь вокруг — главная причина проблем в обществе заключается в том, что люди действуют иррационально, потакают своей невежественности. Мне бы хотелось, чтобы с помощью науки можно было добиться сознательности человека. К сожалению, нам пока что не удалось достичь этой цели. Сегодня мы не более рациональны, чем в свое время были древние греки».
Брайан Кокс физик, исследователь в CERN «Можно сказать, что я чувствую себя более комфортно благодаря моей вере в Неизвестное. В этом — весь смысл науки, не так ли? Где-то там есть вещи, миллиарды явлений, о которых мы ничего не можем знать. И то, что мы о них ничего не знаем, восхищает меня и пробуждает во мне желание отправиться туда и все разузнать. Это и есть цель науки. Поэтому мне кажется, что если мысль о существовании Неизвестного заставляет вас чувствовать себя неуверенно, то вам лучше не заниматься наукой. Мне не нужен готовый ответ — точнее, готовые ответы — на все вопросы. Для меня самое важное — возможность самому найти и сформулировать их».
Сэр Гарольд Крото нобелевский лауреат по химии «Я атеист, и мне кажется, что большая часть ученых разделяют мое отношение к религии. Есть некоторые, которые верят в бога, но все-таки более 90% всех крупных исследователей — не религиозны. Мы применяем научные методы в своей повседневной жизни — я считаю, что это моя главная интеллектуальная задача. Не то чтобы я не нуждался в некоторой мистической составляющей — я просто-напросто ее не признаю. К тому же, верующие люди — крайне уязвимые создания. Они неразборчивы в своих убеждениях, такие люди могут добровольно принять за чистую монету древние убаюкивающие сказочки, о достоверности которых даже не приходится говорить. Они меня беспокоят, потому что многие из них — влиятельные люди, от их решений зависят судьбы миллионов. Отвечают ли они за свои дела? Сомнительно. Если они готовы поверить в такие небылицы, то возникает вполне резонный вопрос: как далеко они могут зайти в своей легкомысленной иррациональности? Не отразится ли эта прихоть на моей жизни?»
Леонард Сасскинд профессор теоретической физики в Стэнфорде «Я не верю в то, что Вселенная была целенаправленно создана неким абсолютом. Я верю, что она появилась в силу тех же причин, что и человек. Разумеется, до Дарвина все выглядело так, как будто человека создал творец. Это вполне естественная мысль: только сущность еще большей сложности — нечто непостижимое и совершенно прекрасное — может сконструировать столь непростой организм и головной мозг. Однако потом этому нашлось намного более прозаичное объяснение — человек, как выяснилось, появился в результате случайной мутации, произошедшей всего лишь из-за перемены в химическом составе атмосферы. Какие-то виды оказались более успешными, какие-то — не очень, кто-то выжил, кто-то — нет. Так что, по справедливости говоря, человека создала другая троица — случайность, статистика и законы физики. Думаю, что примерно то же самое можно сказать о Вселенной».
Роберт Колман Ричардсон лауреат Нобелевской премии по физике «Я не верю в какого-то антропоморфного бога, который каким-то чудесным образом сотворил Вселенную. Что касается жизни после смерти, то все, что я могу сказать по этому поводу: «Было бы здорово!» Но у меня нет ни малейшего основания думать, что она существует».
«Я пытаюсь изо всех сил не верить и стараюсь исходить из того принципа, который провозгласил в свое время Бертран Рассел: необходимо держаться подальше от домыслов о жизни после смерти и верить только тому, чему можно найти подтверждение или доказательство. И единственное возможное исключение из этого правила — вера в идеалы. Например, в равенство, свободу и справедливость. Я бы даже сказал, что это не вера вовсе, это — верность». И - да! ППКС! Свобода, равенство и братство! (с)
А вот мне (хотя я солидарна с этими учёными) хотелось бы, чтобы те 10% религиозных людей от науки рассказали, почему они верят в бога. Было бы интересно узнать их мотивы.
Shirley Woodruff тобы те 10% религиозных людей от науки рассказали, почему они верят в бога. Элементарно, Ватсон. (с) Страх смерти. Страх неизвестного.
Shirley Woodruff, интересно узнать их мотивы Хотя привычка мыслить научно круто склоняет чашу в сторону атеизма, за пределами областей своего научного интереса даже ученые остаются обычными людьми, а ситуации бывают разные )
My Precious не-не-не, на самом деле и тут приходит наука и трезво говорит: страх пред неизвестным. Человек боялся огня, потому что не знал его и не умел добывать, человек боялся грозы потому что понятия не имел об электричестве, человек боялся термоядерной реакции .... И т.д. Не, на самом деле: умирать страшно, но когда приходит момент - уже пофиг. Когда в счастливой, цветущей жизни ты задумываешься над моментом: мы все умрём и не оставим следа, про нас никто не вспомнит, а наши достижения будут тлном - вдумайся, это - страшно. Но потом привыкаешь. Девиз: мы все умрём. Что ж тут такого? Важно объяснить себе, что это - естественно. Будет страшно, но не так бессмысленно.
Lina Clean, То понятно. Но бывает же - потеря горячо любимого близкого, например, тут какой бы ни был аналитический разум, он может спасовать. А дальше так и идет - наука, исследования само собой, а неприкасаемый уголок-мемориал как психологическая защита - само собой. Но это опять же только если в него со скальпелем науки не лезть )
My Precious Но бывает же - потеря горячо любимого близкого, например, тут какой бы ни был аналитический разум, он может спасовать. не верю. Вот как раз тут-то - оно работает!
Lina Clean, В общем случае да, судя по процентному соотношению. Хотя бывает же, что люди умирают от тоски - вот когда такому убералесу альтернативой выступает вера, то инстинкт самосохранения может продавить ее через бессознательное, кмк. Хотя мне сложно такое представить, но знаем что человек слаб ))
08.07.2012 в 20:44
Британские учёные такие индийские
08.07.2012 в 20:45
И - да! ППКС!
Свобода, равенство и братство! (с)
08.07.2012 в 20:56
Ага, тоже доставило
08.07.2012 в 20:57
08.07.2012 в 21:02
тобы те 10% религиозных людей от науки рассказали, почему они верят в бога.
Элементарно, Ватсон. (с)
Страх смерти. Страх неизвестного.
08.07.2012 в 21:10
интересно узнать их мотивы
Хотя привычка мыслить научно круто склоняет чашу в сторону атеизма, за пределами областей своего научного интереса даже ученые остаются обычными людьми, а ситуации бывают разные )
08.07.2012 в 21:17
не-не-не, на самом деле и тут приходит наука и трезво говорит: страх пред неизвестным.
Человек боялся огня, потому что не знал его и не умел добывать, человек боялся грозы потому что понятия не имел об электричестве, человек боялся термоядерной реакции .... И т.д.
Не, на самом деле: умирать страшно, но когда приходит момент - уже пофиг. Когда в счастливой, цветущей жизни ты задумываешься над моментом: мы все умрём и не оставим следа, про нас никто не вспомнит, а наши достижения будут тлном - вдумайся, это - страшно. Но потом привыкаешь. Девиз: мы все умрём. Что ж тут такого?
08.07.2012 в 22:35
То понятно. Но бывает же - потеря горячо любимого близкого, например, тут какой бы ни был аналитический разум, он может спасовать. А дальше так и идет - наука, исследования само собой, а неприкасаемый уголок-мемориал как психологическая защита - само собой. Но это опять же только если в него со скальпелем науки не лезть )
08.07.2012 в 22:38
Но бывает же - потеря горячо любимого близкого, например, тут какой бы ни был аналитический разум, он может спасовать.
09.07.2012 в 00:03
В общем случае да, судя по процентному соотношению. Хотя бывает же, что люди умирают от тоски - вот когда такому убералесу альтернативой выступает вера, то инстинкт самосохранения может продавить ее через бессознательное, кмк. Хотя мне сложно такое представить, но знаем что человек слаб ))
26.07.2012 в 13:51
26.07.2012 в 14:35
Конечно. Можно даже не спрашивать