В эпоху Интернета обострились вопросы, связанные с соблюдением авторских прав. Деятельность «пиратов» приобретает всё большие масштабы, за ней не только огромные деньги, но и своя идеология, которая разделяется очень многими. В ряде стран созданы партии «пиратов». Мало того, представитель одной из них Кристиан ЭНГСТРЁМ стал депутатом Европарламента. Сегодня он отвечает на вопросы корреспондента «ЛГ».
читать дальше – Господин Энгстрём, как вас угораздило стать «пиратом»?
– Я присоединился к партии «пиратов», потому что не мог поступить иначе после двадцати лет работы программистом. Мне хотелось создавать открытые, доступные всем программы, но я столкнулся с проблемой патентов, созданной мощной государственной машиной. И понял, что ситуацию в Интернете сегодня определяют политики, что многие процессы обусловлены именно политическими, а не культурными интересами. Например, директива Евросоюза о легализации патентов на мягкие диски таила в себе угрозу для инноваций в целом…
– Но разве патенты – не основа для инновационной экономики?
– Любая солидная программа содержит в себе тысячу запатентованных маленьких идей, тысячу крошечных монополий. И это препятствие для развития, особенно ощутимое для малых и средних предприятий, для создателей общедоступных программ, ибо у них нет средств, чтобы соревноваться с крупными компаниями.
Несколько лет я сражался с этой директивой вместе с другими европейскими активистами и фондом «За свободную информацию» – FFI. И мы победили. Я был счастлив и вернулся к будням программиста. И вдруг полгода спустя услышал: «Создана партия «пиратов». Одно название чего стоит!
– Быть «пиратом» интереснее, чем работать программистом?
– Быть программистом замечательно. Просто есть вещи, которые необходимо сделать. Интернет – самое великое изобретение человечества со времён создания печатной прессы. Личные компьютеры, мобильные телефоны и смартфоны, iPod – всё это чудесные приспособления для распространения знаний и информации. Но большие корпорации в погоне за прибылью пытаются остановить прогресс, заморозить мир на уровне 90-х годов прошлого века, получать прибыль тем же способом, что и тогда. Не хотят понимать, что люди не готовы платить 15 евро за то, чтобы послушать в Интернете полдюжины песенок.
– Но чтобы записать диск, нужно потратить деньги – на студию, инструменты, техников звукозаписи. А прежде, чтобы обучиться музыке, тоже нужно потратить немалые средства… Кто же будет платить авторам?
– И тем не менее не вижу причин платить за музыку в Интернете. Там она должна быть бесплатной. Оплатить проект – это задача продюсера. Люди, которые хотят заработать на музыке деньги, должны адаптироваться к реалиям. Фильмы и музыка, раз записанные, могут быть распространены на весь мир. И могут быть доступны всем и любому.
– Как же тогда оплачивать труд музыкантов и актёров?
– Любой свободный предприниматель должен оперировать и создавать свои проекты в условиях реального рынка. Это касается и каменщика, и архитектора, и режиссёра. Они должны приспосабливаться к новым реалиям. Бессмысленно рекомендовать бизнесменам, как делать деньги. Не в этом задача политика. Они должны найти выход сами. Последние годы через Интернет идёт активный обмен файлами, но музыки и искусства в целом не стало меньше, наоборот, их стало больше. Поэтому не стоит волноваться, что музыка и кино исчезнут, если обмен в Интернете будет бесплатным.
– Есть ли у «пиратов» иные цели, кроме свободного обмена файлами?
– Мы защищаем фундаментальные права, которые подразумевают право на частную переписку, право на свободную циркуляцию информации, право на объективное судопроизводство.
– Вы думаете, что эти права в Европе под угрозой?
– К сожалению, Франция и Великобритания разработали законодательство, предусматривающее отключение человека от Интернета в наказание за обмен и пользование файлами. Причём без должного судебного разбирательства. Вдумайтесь: человек скачал песенку – и ему отрубили весь Интернет! Оборвали сотни нитей, которые связывают человека с обществом. И это без суда и следствия!
– Но государство не в состоянии позволить себе судебные процессы по каждому такому случаю! Их десятки миллионов! Или даже больше.
– Да, но это не повод для того, чтобы нарушать права человека!
– Получается, невозможно соблюдать режим копирайта, защиты авторских прав, не нарушая прав человека? То же право на объективное правосудие?
– Получается. Мы, «пираты», уверены в том, что фундаментальные права несопоставимо важнее для человечества, чем прибыли компаний звукозаписи.
– А что делать тем же компаниям звукозаписи? Работать себе в убыток? Разоряться?
– Если они не в состоянии получать прибыли без нарушения прав человека, то им действительно лучше исчезнуть! Мы не собираемся торговать правами человека из-за американских компаний, жаждущих больших денег.
– Прибыли компаний звукозаписи уже упали на 60 процентов...
– Превосходно! Их всего четыре – самых больших компаний, и они владеют 80 процентами музыкальной продукции в мире. Можно распространять музыку бесплатно и без их участия. Но они нам продолжают навязывать свои услуги, которые больше не нужны. По законам рыночной экономики они должны исчезнуть…
– Но ведь и музыканты защищают эту систему, которую вы называете обречённой?
– Защищают, потому что Пол Маккартни и Боно заработали на ней миллионы. Но им кажется, что этого недостаточно, и они приезжают в Европарламент лоббировать интересы компаний звукозаписи. Я не возражаю, если они хотят ещё подзаработать, но пусть придумают какой-то другой способ. Ну в самом деле, мы же не платим плиточнику или сантехнику каждый раз, когда заходим в душ?! Недопустимо, чтобы Евросоюз пожертвовал правами человека и дал миллиардерам ещё подзаработать.
– А научная литература, результаты научных исследований, они тоже должны быть в свободном доступе?
– Наука в Европе, как правило, оплачивается из кармана налогоплательщиков. Почему же нам надо платить ещё, чтобы ознакомиться с результатами исследований, которые мы сами и оплатили?! Учёный получает грант для проведения исследования, затем он идёт к издателю и продаёт ему право на публикацию, потом налогоплательщик должен заплатить издателю за то, чтобы ознакомиться с результатами оплаченного им же труда! Это же грабёж! Если исследование оплачено из общественных средств, то результат должен быть в свободном доступе.
– Но согласятся ли на это учёные?
– Прогресс человечества зависит от распространения знаний. Человечество вышло из пещер благодаря тому, что люди делились знаниями. Наукой следует заниматься из идеалистических побуждений, а не из-за жажды наживы. Из-за алчности, дороговизны и закрытости патентов гибнут люди в развивающихся странах, потому что цены на лекарства искусственно высоки. Когда срок действия патентов истекает, цены падают чуть ли не на 90 процентов. И опять-таки в Европе большинство исследований в фармакологической промышленности проводится на общественные средства, а прибыль оседает в частных карманах.
– То есть вы категорически против патентов и копирайта, авторского права?
– Каждый патент – мини-монополия. Поэтому мы хотим избавиться от системы патентов полностью. Копирайт же мы хотим ограничить, чтобы разрешить обмен файлами. Мы хотим ограничить и время действия копирайта – до пяти лет. Срок вполне достаточный, чтобы автору получить хорошую прибыль. То есть жизнеспособные отрасли промышленности смогут работать и дальше, а отжившие формы бизнеса исчезнут. Мы, «пираты», хотим, чтобы всё человечество смогло пользоваться замечательными возможностями, которые открывают новые технологии.
– Но как в мире, разделённом более чем на 200 государств, претворить в жизнь ваш идеалистический план? В Европе информация будет свободной, но во многих других странах власти получат в руки источник наживы. Кто сможет заставить их уважать права человека в области информации, когда во многих странах само право на жизнь человека ни во что не ставится?.. Наживаться на открытиях станут за пределами Европы.
– И это превосходно! Индия выпускает лекарства-аналоги, которые спасают людям жизнь, потому что они доступны. Если можно производить лекарства за доступную цену, то искусственно сдерживать этот процесс просто аморально!
– Пока вы единственный «пират» в Европарламенте…
– Но интерес к нашей партии постоянно растёт. В Европарламенте многие депутаты из самых разных партий оказывают нам поддержку, потому что чувствуют, что мы отстаиваем прогрессивные идеи. Ведь для того, чтобы соблюдать систему патентов и копирайта, надо устанавливать систему слежки, нарушать право на тайну переписки, права человека. Многим это не нравится. Сегодня страны – члены Евросоюза должны выстраивать систему наблюдения за частной перепиской граждан, чтобы соблюсти существующее законодательство… Это безобразие. Наши взгляды с интересом изучают и правые и левые, потому что мы занимаемся жизненно важной проблематикой, потому что мы отстаиваем прогресс.
– Вам известно о жалобах западных писателей на неуважение к интеллектуальной собственности в России?
– Если ты писатель и жалуешься на то, что тебя читают, я не понимаю: зачем ты пишешь?! Если тебя так волнуют деньги, то, может быть, стоит задуматься о другой карьере? Производить кирпичи? Стяжателей не уважаю!
И про "топающих ногами авторов" - *ухмыляясь* - Кто бы им объяснил, что автору, конечно, принадлежит право на обнародование своего произведения, вот только обнародование - даже по нынешнему закону штука одноразовая как девственность. "Не плюй в колодец: вылетит - не поймаешь"
вот только обнародование - даже по нынешнему закону штука одноразовая как девственность. "Не плюй в колодец: вылетит - не поймаешь"
Не совсем у автора есть право на отзыв произведения, правда, реализуемое не без гемора.
Право на отзыв произведения означает отказ от ранее принятого решения об обнародовании произведения. Право на отзыв может быть реализовано автором в любое время после того, как автор дал разрешение на обнародование или обнародовал произведение. Наделяя автора правом на отзыв, Закон РФ вменяет автору обязанность по возмещению причиненных пользователю убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, то автор обязан публично оповестить публику об отзыве произведения. При этом он вправе за свой счет изъять из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений право на отзыв не применяется. Принимая решение о реализации права на отзыв, автор не обязан как-то обосновывать свое решение или объяснять его причины.
он вправе за свой счет изъять из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. В применении к интернет-реалиям разве это не означает, что автор должен сам обойти все ресурсы куда текст растащили и потребовать убрать, а не запрещать размещение первентивно?
В применении к интернет-реалиям разве это не означает, что автор должен сам обойти все ресурсы куда текст растащили и потребовать убрать, а не запрещать размещение первентивно?
Да, примерный алгоритм действия.
Можно запретить превентивно, но соблюдать данный запрет это дань вежливости, ибо не под роспись.
Мало ли кто чего хочет, я же не телепат догадываться, пока автор письменно не сообщит мне о своем желании, я не обязана предпринимать какие-либо действия.
BabyDi соблюдать данный запрет это дань вежливости, ибо не под роспись. То есть попросить не тащить автор может, но это именно просьба. Ага.
Masudi великия авторы фанфегов уже подсчитывают будущие барыши? Доставляет, что Великия Авторы свято, без тени сомнения уверены в своем праве в ультимативной форме(!) запрещать перепост уже выложенного и требовать спрашивать на него разрешения, без получения которого ни-ни! - даже если автор текста помер. Иначе вор, пират, кража интеллектуальной собственности!!одинодин!", и в сеть ничего выкладывать нельзя плак-плак - "Это не мое мнение, это мнение государства. Государство мою точку зрения подтверждает" (ц). Ыыы. А когда в тему пришел человек знающий, это внезапно оказалось оффтопом
То есть попросить не тащить автор может, но это именно просьба.
Самое интересное, что подавляющее большинство соблюдают формы запрета, выраженные в виде просьбы, на размещение произведений на сторонних ресурсах. Я в том числе. Ответ на просьбу есть проявление воспитанности и уважения. ИМХО
Самое интересное, что подавляющее большинство соблюдают формы запрета, выраженные в виде просьбы, на размещение произведений на сторонних ресурсах. Вот-вот. А еще приятней, когда автор указывает "берите, только дайте знать" - сразу хочется быть с таким милым автором взаимно вежливыми
26.10.2010 в 11:04
Не совсем у автора есть право на отзыв произведения, правда, реализуемое не без гемора.
Право на отзыв произведения означает отказ от ранее принятого решения об обнародовании произведения. Право на отзыв может быть реализовано автором в любое время после того, как автор дал разрешение на обнародование или обнародовал произведение. Наделяя автора правом на отзыв, Закон РФ вменяет автору обязанность по возмещению причиненных пользователю убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, то автор обязан публично оповестить публику об отзыве произведения. При этом он вправе за свой счет изъять из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений право на отзыв не применяется.
Принимая решение о реализации права на отзыв, автор не обязан как-то обосновывать свое решение или объяснять его причины.
26.10.2010 в 11:15
В применении к интернет-реалиям разве это не означает, что автор должен сам обойти все ресурсы куда текст растащили и потребовать убрать, а не запрещать размещение первентивно?
26.10.2010 в 11:23
26.10.2010 в 11:56
Да, примерный алгоритм действия.
Можно запретить превентивно, но соблюдать данный запрет это дань вежливости, ибо не под роспись.
Мало ли кто чего хочет, я же не телепат догадываться, пока автор письменно не сообщит мне о своем желании, я не обязана предпринимать какие-либо действия.
26.10.2010 в 11:57
Более того, они уже требует компенсацию за их неправомерное использование
26.10.2010 в 12:16
О...
Какие незамутненные няшечки.
Они уже видят свои портреты в классе литературы рядом с Некрасовым и Шекспиром.
26.10.2010 в 13:25
соблюдать данный запрет это дань вежливости, ибо не под роспись.
То есть попросить не тащить автор может, но это именно просьба. Ага.
Masudi
великия авторы фанфегов уже подсчитывают будущие барыши?
Доставляет, что Великия Авторы свято, без тени сомнения уверены в своем праве в ультимативной форме(!) запрещать перепост уже выложенного и требовать спрашивать на него разрешения, без получения которого ни-ни! - даже если автор текста помер. Иначе вор, пират, кража интеллектуальной собственности!!одинодин!", и в сеть ничего выкладывать нельзя плак-плак
26.10.2010 в 13:29
Самое интересное, что подавляющее большинство соблюдают формы запрета, выраженные в виде просьбы, на размещение произведений на сторонних ресурсах. Я в том числе.
Ответ на просьбу есть проявление воспитанности и уважения.
ИМХО
26.10.2010 в 13:44
Вот-вот. А еще приятней, когда автор указывает "берите, только дайте знать" - сразу хочется быть с таким милым автором взаимно вежливыми