четверг, 22 июня 2023 в 19:13
Пишет cytoex:на днях я задумался о новом времени. той исторической эпохе, которая пришла примерно вслед за ренессансом. каюсь, что не сохранил исследование, на которое я ссылаюсь; его суть в том, что исследователи сравнили уровень жизни (доступ к благам) в европейское новое время и в древней греции и обнаружили, что нововременные европейцы достигли античных стандартов только ближе к промышленной революции. сама жизнь на протяжении нескольких веков была крайне депрессивной, экономический рост был околонулевым, а сами европейцы успели порядком разочароваться в религиозном мировоззрении и не черпали из него вдохновения. тогда откуда появились эти барочные соборы с позолоченными фонтанами, вычурные костюмы с идиотскими париками?
известно, что древние греки были обязаны своей хорошей жизнью импорту товаров. ситуация, сложившаяся к концу xviii века, не сильно отличалась: не имея ничего своего, кроме ряда низкомаржинальных сырьевых позиций, и более-менее разделив сферы влияния в рамках зрелой феодальной системы, европейцы устремились искать блага с помощью морских коммуникаций. но те блага, которые они нашли, — в первую очередь серебро и золото, — не были «ничьими». рудники находились на землях, которые уже находились под контролем местных политических образований, и сами месторождения были разведаны и активно эксплуатировались. то есть, европейцы не создали какое-то благо, на которое они купили свои соборы и дворцы. они его украли, убив всех, кто мог им помешать. массовое вливание золота в европейскую экономику вызвало кризис, разрушило феодальный уклад, изменило экономические отношения, а следом за ними и границы, но это отдельная тема.
в упомянутом пониже эссе карло чиполлы, специалиста по доиндустриальной экономической истории европы, рассматривается симметричный сюжет. европа к началу xi века — такое же депрессивное зрелище, как европа века xvi: отсутствие какого-либо роста, изоляция из-за расширения исламского мира, полностью исчерпанный внутренний ресурс из-за того, что пространство было разделено между различными политическими силами. если в новое время и эпоху великих географических открытий европейцев интересовало золото, то в предшествующий период «цикла», по версии чиполлы, европейцами двигало стремление увеличить поставки перца.
исследователь ссылается на епископа бременского (редактору эссе не удалось установить, кого автор имеет в виду) и петра отшельника как основоположников еврейского империализма. они положили начало крестовым походам, целью которых было найти внешние источники экономического роста. получается, что колонизация нового света на фоне депрессии нового времени — это то же самое, что крестовые походы на фоне депрессии раннего и среднего средневековья. вот, что чиполла пишет про перец:
Как товар, налеленный такими качествами [высокая ликвидность и срок хранения], перец использовался не только как источник личной энергии, но и как средство обмена. Поскольку перец играл роль денег, купцы сделались банкирами и на этом поприще богатели на ростовщичестве, дальновидно наживаясь и за счет бедняков, и за счет расточительных князей. Очевидно, они понимали, что, продавая смертоносное оружие Саладину и перец-афродизиак западным мужчинам, а также давая деньги в рост, они поступают не слишком-то хорошо. Дабы заглушить укоры совести, они возводили соборы.»
аналогичным образом в более поздние века европейский империалист построит свою бизнес-модель на ракушках, рабах и золоте. как в новое время, когда экономический рост подтягивал социальный прогресс, критической точкой которого стала великая французская революция, как в венгрии в конце xix века, так и в европе времен крестовых походов социальный прогресс сопровождался давлением снизу вверх; в последнем приведенном примере — горожан против феодалов. во всех случаях возникал средний класс, посягавший на интересы укоренившейся элиты. той приходилось идти навстречу новым обретшим благополучие силам, и каждый раз они объединялись против своего главного врага — наименее привилегированных людей, которые при этом становились главным источником ренты.
изменилась ли ситуация сегодня? совершенно нет. во времена крестовых походов, великих географических открытий, пика империализма процесс грабежа целиком и полностью основывался на праве. с середины 1970-х годов грабители пошли еще дальше: научившись колонизировать по территориальному и социальному признаку, горизонтально и снизу вверх, теперь они придумали колонизировать время, то есть извлекать блага непосредственно из будущего. инструментом конвертации ресурсов будущего в настоящее является финансовая система, а ее количественным выражением, среди прочих параметров, является инфляция. достоверно известен тот факт, что не реальный сектор экономики тянет «виртуальный», то есть финансы, а наоборот, поскольку капиталу необходимо преумножать себя, по возможности минуя посредников в виде товаров и услуг. мы наблюдаем не только разноускоренные темпы роста реального и финансового секторов, мы видим, что эта дельта увеличивается. но поскольку только увеличиваться она не может, такая система нуждается в глобальных катаклизмах: рукотворных конфликтах, пандемиях, общественных волнениях, экологических катастрофах. это на время позволяет уменьшить зазор, но только лишь с тем, чтобы выкупить обесценившиеся активы и заработать на эффекте низкой базы, опять-таки, искусственно созданной.
может ли это продолжаться до бесконечности? доминирующее экономическое мышление исходит из утвердительного ответа на этот вопрос. может ли эта ситуация изменится? сомнительно, учитывая, что за тысячу лет ничего, кроме колонизации времени, придумано не было. а опасность будущего заключается в том, что оно становится настоящим.
а еще, пользуясь случаем, напомню, свергая западный империализм, де-/антиколониальным «варварам» современности следует помнить, что свержение римского империализма не принесло ничего кроме ущерба как риму с европой, так и самим варварам.
URL записи