Близорукость — это не вирус. Но сегодня она обрела почти что эпидемический размах в некоторых регионах Азии. На Тайване число страдающих от миопии семилетних детей резко пошло в гору: с 5,8% в 1983 году до 21% в 2000 году.
Вот вам и еще более поразительные цифры:
близорукими оказались 81% 15-летних тайваньцев. Некоторые считают, что единственное последствие миопии — необходимость носить очки оставшуюся жизнь (кроме того, скажем прямо, маленький очкарик всегда вызывает умиление). Но не стоит заблуждаться: с 1980-х годов число тяжелых случаев близорукости в Азии увеличилось более чем вдвое. И если миопия появляется у детей еще с малых лет, она с гораздо большей вероятностью может приобрести тяжелую форму, которая в свою очередь является фактором риска еще более опасных нарушений: отслоение сетчатки, глаукома, катаракта, слепота…
читать дальшеТакое резкое распространение близорукости становится серьезной проблемой, а медикам никак не удается установить его причины. Миопия — это по большей части наследственное нарушение зрения, однако заметное увеличение ее частоты свидетельствует о значимости окружения ребенка. Так, была установлена связь между этим расстройством и целой серией факторов риска: частое чтение, занятия спортом, телевизор, белковая пища и депрессия. Как бы то ни было, при отдельном рассмотрении специалисты установили, что воздействие этих факторов на близорукость не слишком значительно.
Ученые полагают, что им удалось выявить главного виновника: дети сегодня проводят слишком много времени в помещении. В 2008 году офтальмолог Кэтрин Роуз (Kathryn Rose) установила, что близорукость наблюдается всего лишь у 3% живущих в Сиднее 6-7-летних потомков китайских мигрантов, тогда как в Сингапуре речь идет о 29%.
Обычных факторов (чтение, экраны электронных устройств) было явно недостаточно, чтобы объяснить подобные расхождения. Австралийская группа чуть больше читала и проводила времени за компьютером, тогда как дети из Сингапура чуть больше смотрели телевизор. В целом различия были незначительными и отменяли друг друга. Чем же тогда все объяснить? Австралийские дети проводили в среднем 13,75 часа в неделю на улице, а их товарищи из Сингапура — 3,05 часа. Невеселые цифры.
Кэтрин Роуз, за работой которой следил журнал Science News, отмечает огромные различия в педагогической культуре в Сиднее и Сингапуре. В детском саду большинство австралийских детей в первую очередь учат общению и совместной игре, а не чтению и письму: один год занятия ведутся полдня, а на второй год — целый день. На том же самом этапе развития типичный сингапурский ребенок целых три года проходит полноценный учебный курс: его задача в том, чтобы научиться читать до поступления в начальную школу. Таким образом, игры на свежем воздухе приносятся в жертву на алтаре обучения.
Последние два года значительная часть посвященных близорукости исследований преследует такую цель: доказать, оценить и объяснить связь между временем на улице и правильным развитием глаза. Были опубликованы десятки работ, по большей части в Азии. В прошлом году вышла систематическая работа, которая объединила в себе результаты предыдущих исследований. Его вывод: каждый дополнительный час в неделю на улице на 2% уменьшает риск возникновения миопии у ребенка.
Но как же это время на свежем воздухе может защитить детей от близорукости? Пока что на этот счет нет единого мнения. В частности выдвигается предположение о том, что на улице детям приходится фокусироваться на более удаленных предметах, тогда как в помещении они проводят гораздо больше времени за компьютером, книгами и игрушками, которые расположены намного ближе к ним. Как бы то ни было, проведенное на макаках-резусах исследование говорит о том, что самым вероятным объяснением является воздействие света.
У приматов миопия встречается чрезвычайно редко, однако ученые могут с легкостью ее спровоцировать, оградив детеныша от нормального солнечного света (снаружи освещение обычно в 100 раз интенсивнее, чем в помещении). Другими словами, нет ничего удивительного в том, что за последние десятилетия такой резкий рост близорукости наблюдается именно в Сингапуре, где различия между интенсивностью внешнего и наружного освещения могут достигать чудовищных величин.
В целом, такие сведения звучат обнадеживающе. Если бы дети становились близорукими, просто глядя на расположенные рядом предметы, нам пришлось бы столкнуться с неразрешимой дилеммой: что лучше, учить их читать, или сохранить им зрение? Мысль о необходимости ограничиться чем-то одним беспокоит и занимает умы ученых уже многие годы.
В 1930-х годах ученые установили, что миопия встречается особенно редко в обществах охотников и собирателей. В 1960-х годов специалисты выяснили, что более старые поколения коренных народов Аляски, у которых тогда еще не было школ, гораздо меньше подвержены близорукости, чем их дети. Точно так же, 20 лет назад исследования в Сингапуре выявили связь между затрачиваемым на учебу временем и близорукостью. Если проблема на самом деле связана с интенсивностью света, можно было бы отправить ребенка с книгой на улицу или купить специальные осветительные приборы.
Тем, не менее, есть тут одна загвоздка. Родители сейчас гораздо реже, чем в прошлом, отправляют детей гулять на улицу. Кроме того, компьютеры, видеоигры и новые телепрограммы становятся для многих малышей слишком сильным соблазном. По данным проведенного в 2004 году исследования Мичиганского университета, в 2002 году дети в среднем проводили снаружи в два раза меньше времени, чем в 1981 году. В Америке миопия, конечно, еще не достигла азиатского уровня, но все идет именно к этому. Исследование от 2009 года свидетельствует о резком увеличении числа случаев возникновения этого расстройства у американцев в возрасте от 12 до 54 лет (с 25% в начале 1970-х годов против 42% к концу столетия). Когда я был маленьким, мои родители часто говорили мне выключить телевизор и идти гулять на свежий воздух. Быть может, нынешним папам и мамам стоит заучить такую фразу: «Сходи поиграть на улицу, если не хочешь ослепнуть!»
Оригинал публикации: ht
Il y a de plus en plus d'enfants myopes. Et on sait pourquoi.