22:15 

My Precious
Ритуал появляется после утраты справедливости. В ритуале - начало смуты
...не нуждалась в комментариях дуэльная сцена из «Евгения Онегина»: читатель того времени прекрасно понимал, что произошло на самом деле.
А произошло вот что. Онегин всеми силами старается уклониться от поединка, даже беря на себя риск позора (в определенной мере, конечно). Так, например, он опаздывает на час к месту дуэли; по кодексу, в случае 15-минутного опоздания противник вправе удалиться, «составив протокол о неприбытии противника», то есть практически с полным удовлетворением. В секунданты приглашает слугу, что по сути своей вопиющее нарушение! Секунданты вообще не видят друг друга до того, как встретились на месте дуэли, — одного этого честному человеку хватило бы, чтоб отменить поединок.
Однако, увы, секундант Ленского Зарецкий честным человеком не был. Именно его усилиями — по-видимому, ему очень хотелось стать секундантом состоявшегося поединка — дуэль привела к смертельному исходу. Хотя такие штучки могли обойтись ему в отправку на Кавказ или другие малоприятные меры, слава участника дуэли, пусть и секунданта, дорого стоила в свете. И поэтому он не только игнорирует все эти обстоятельства, но даже нарушает свою прямую обязанность — не предлагает противникам помириться перед боем. Даже в случае смертельной вражды так делать не допускалось!
Что ж, Онегин делает то единственное, что ему остается: быстро стреляет. Он не имеет права стрелять в воздух: такое право есть только у стреляющего вторым, потому что выстрел первого противника в воздух как бы «обязывает» второго к великодушию, отнимая у него право решать самому. Более того, это — новое и тяжкое оскорбление. Поэтому он вынужден стрелять в цель. Как мы уже обсуждали, тот, кто хочет убить противника, не спешит с выстрелом; Онегин же стреляет первым и не слишком аккуратно. Читателю XIX века все ясно: он убил друга невольно, сопротивляясь необходимости до последнего, а настоящий виновник кровавого исхода — секундант противника.

Ричард Псмит.
www.lki.ru/text.php?id=5345

@темы: Шопопало

URL
Комментарии
2016-07-09 в 22:30 

Elsa Victoria von Klin
"How old are you? DS: My birthday is October 2". Играю в скраббл на раздевание.
My Precious
Но это же и так очевидно, даже без глубокого анализа - и, надо признать, занятного, - что Онегин не хотел стреляться. Но, как факты - занятно.

2016-07-09 в 22:40 

My Precious
Ритуал появляется после утраты справедливости. В ритуале - начало смуты
Elsa Victoria von Klin, вот и мне тоже ещё тогда, в школе, это было очевидно, а почему, с фактажом - узнала только сейчас ))

URL
2016-07-09 в 23:13 

В классике и прочей литературе (и.т.д) таких нюансов, абсолютно ясных современникам и каких мы сейчас не улавливаем - насыпано с горкой.
Кажется даже есть какой-то спец.термин для этого явления.

Мне лично доводилось читать разбор деталей "Станционного смотрителя" - что уже по числу лошадей рассказчика, которые тому полагались на станции, тогдашний читатель понимал, что собеседник смотрителя - чиновник низших классов, а с более представительным чиновником смотритель ни в жизнь бы не стал себя так вести и изливать ему душу. А для упоминания политических и социальных воззрений того или иного персонажа достаточно было упомянуть, какую газету он читает - а сейчас названия газет времен РИ в массе своей неизвестны, а значит теряется важная характеристика персонажа.

Или в "Мастере и Маргарите" люди того времени, большая часть из которых жила еще при православной культуре - могли опознать, что события разворачиваются на Страстной неделе, то есть те, кого разоблачили (во всех смыслах слова) в театре Варьете - не просто обычные граждане, а сознательные показательные атеисты (верующие в такие места в пост и тем паче на Страстной не ходили). Бал Сатаны проходит в Страстную пятницу, после смерти Христа, а улетают Воланд со свитой из Москвы в ночь перед Пасхой. Нам такие нюансы по умолчанию уже не видны - доходит до романтизации Волнада и судьбы Мастера и Маргариты (ах, как это мило - всю жизнь прожить вместе, без прошлого и будущего, и шанса изменить судьбу! как справедлив и благороден Воланд!) - хотя Булгаков прямо описывает, что это на самом деле за место (во сне Маргариты до ее встречи с Азазелло), где им суждено жить "Неживое все кругом какое-то и до того унылое, что так и тянет повеситься на этой осине у мостика. Ни дуновения ветерка, ни шевеления облака и ни живой души. Вот адское место для живого человека!"

URL
2016-07-09 в 23:30 

Альскандера
"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
Гость,
Кажется даже есть какой-то спец.термин для этого явления

Диахронический конфликт, скорее всего (конфликт культур, который возникает внутри одного и того же народа, внутри одного и того же языка при изменении быта, образа жизни, образа мысли народа на протяжении его существования).

2016-07-09 в 23:48 

My Precious
Ритуал появляется после утраты справедливости. В ритуале - начало смуты
(Прешиз молча наслаждается беседой людей, которые явно в материале куда больше её самой)

URL
2016-07-09 в 23:51 

Альскандера
"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
My Precious,
Недавно попадался сходный разбор картины "Сватовство майора" Федотова - может быть, тоже будет интересно.
argumenti.ru/history/n477/390817
fb.ru/article/192152/kartina-svatovstvo-mayora-...
:)

Простой вопрос: почему к купеческой дочери сватается именно майор? Не молодой поручик, не полковник… Иногда пишут, что вот, мол, обедневший дворянин решил женитьбой поправить дела. Не совсем так. Обратите внимание: майор пришёл без букета. Цветы при подобных визитах полагаются и сейчас. Тем более тогда, в эпоху подчёркнутого внимания к этикету. Пожадничал? Или просто о букете не подумал? Поскольку к таким тонкостям не приучен? Будь жених «из благородных» – он наверняка невесту искал бы из своей среды, не купеческую дочку. Но человек федотовской эпохи понимал: изображён «бурбон». Так, посмеиваясь, звали офицеров не из потомственного дворянства, а из выслужившихся нижних чинов...

И всё же – торжественное событие. Ради которого в доме нарушено привычное существование. И вот здесь начинаются детали, так потешавшие тогдашнюю публику. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят), и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. При этом стол застелили красивой цветной скатертью – хотя такие для столов в кабинетах, а в столовых полагались белые. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10–12 рублей бутылка, безумные деньги!) – селёдка, кулебяка… Кто-то скажет – мелочи, условности. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах-«трениках». А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Впрочем, похоже, и гость, и хозяева плохо разбираются в подобных нюансах.


По второй ссылке:

Публике полюбилась картина «Сватовство майора» за тонкое остроумие и четко подмеченные мелкие недоразумения, среди них: Неподготовленность жениха и его явное незнание дворянских норм. Чрезмерная подготовка купеческой семьи и их неумелые потуги соответствия этим нормам.

Описание картины Федотова «Сватовство майора» знакомит зрителя с майором в отставке, который получил звание дворянина и ищет себе невесту побогаче, но сам простых кровей, что сказывается на его подготовке к смотринам невесты:

сватовство происходит в постный день, судя по накрытому столу и блюду с кулебякой;
майор явился без букета для невесты;
сваху майор выбрал из простонародья, судя по ее парадной душегрейке.

Стремление попасть в дворянское общество было свойственно многим богатым и влиятельным купцам, именно этим объясняется неумелое подражание нормам поведения при дворе. Картина «Сватовство майора» изображает купеческую семью, пытающуюся выдать дочь замуж за дворянина, при этом и комната и сами купцы выглядят чрезвычайно комично:

комната, в которой происходит действие – передняя, а не гостиная или столовая, что не соответствует этикету;
скатерть, которой застелен стол, не предназначена для приема пищи, а должна выполнять декоративную функцию в кабинетах или будуарах;
накрытый стол слишком мал для такого количества закусок;
в передней присутствует множество лишних персонажей – кухарка, спешно накрывающая стол, сиделец и приживалка, которым не место в комнате; вечерние бальные наряды купчихи и дочери не соответствуют ни оказии, ни времени дня;
аксессуары к платьям матери и дочери (платки) подобраны не по этикету.

Несмотря на острый юмор, с которым художник написал своих персонажей, картина Федотова «Сватовство майора» не передает атмосферы злобности и насмешки. Скорее наоборот – она убеждает зрителей принять героев такими, какие они есть.


ПС: Вот, собственно, из-за таких вещей - любой попаданец, даже провалившийся в прошлое на 10-20 лет, обречен на "провал"

2016-07-10 в 00:30 

My Precious
Ритуал появляется после утраты справедливости. В ритуале - начало смуты
Альскандера, очень интересно! :yes:

URL
2016-07-10 в 14:38 

Автор первой заметки почти буквально цитирует Лотмана ("Евгений Онегин. Комментарий"). Кстати, очень рекомендую, кто не читал. Как написал кто-то в отзывах на livelib.ru, эта книга для нас, нынешних, как раз и есть та самая пресловутая "энциклопедия русской жизни" пушкинской эпохи.
У меня, кстати, возникла мысль, что вся эта дуэль - на самом деле инсценировка, устроенная жуликом Зарецким. Цель - убедить Онегина, что он убил Ленского: чтобы этот циник хорошенько помучился. Разумеется, Онегин промазал, как и хотел - но Ленский изобразил убитого (очень красиво и изящно, как только мог такой романтик, как он), Зарецкий "констатировал смерть" (тоже мне, врач нашёлся), положил Ленского на сани и увёз. А что было дальше - вопрос, причём намёки у Пушкина имеются ;) .

2016-07-10 в 15:07 

My Precious
Ритуал появляется после утраты справедливости. В ритуале - начало смуты
Маккуро Куроске, ух ты, какая милая конспирология, хоть бери и перечитывай ЕО ))

URL
2016-07-12 в 14:31 

Тэцу
Обезьяна мадрил из центральной Африки считается самой пестрой из приматов. Но я бы назвал самым ярко украшенным приматом начинающую гейшу из Дзиона. © Артур Голден.
Вот, собственно, из-за таких вещей - любой попаданец, даже провалившийся в прошлое на 10-20 лет, обречен на "провал"


Смеётесь? 10-20 лет - это от трети до одной восьмой жизни человека.

Добавьте нолик для правдоподобности. ))

2016-07-12 в 15:10 

Альскандера
"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
Тэцу,
Смотря когда родиться. ;)

Например, фактически я родилась при СССР (84 год), но что-то меня терзают смутные сомнения, что я бы "идеально вписалась" даже в молодежь, родившуюся на 10-20 лет раньше (именно как их ровестница, обязанная знать тоже, что и они). Я не настолько обнаглела, чтобы утверждать, что "я знаю, как жилось при Союзе!"

Детки, рожденые после "оттепели" (то есть в 60-е), выросшие в хрущовках и при доступном высшем образовании, вряд ли адеватно смотрелись на фоне тех, кто рос при Сталине, индустриализации с войной, и тем паче при царе - в аграрной малограмотной стране с сословиями и конницей.

2016-07-12 в 15:51 

Тэцу
Доводилось читать еще советское издание Золотого теленка с комментариями, как раз касающимися вот таких исторических нюансов. Так вот их там набралось на обьем, равный самой книге. Хотя времени прошло лет 40-50 всего и основное содержание книги вполне можно понять. Но мы уже далеко не все знаем, что шкапчик гей-славяне был символом грубой и безвкусной обстановки, часто - казенщины, или какую роль играли в то время физкульт.пробеги и споры по поводу сои.

URL
2016-07-12 в 18:43 

Тэцу
Обезьяна мадрил из центральной Африки считается самой пестрой из приматов. Но я бы назвал самым ярко украшенным приматом начинающую гейшу из Дзиона. © Артур Голден.
Детки, рожденые после "оттепели" (то есть в 60-е), выросшие в хрущовках и при доступном высшем образовании, вряд ли адеватно смотрелись на фоне тех, кто рос при Сталине, индустриализации с войной

Что значит "адекватно сомтрелись"? Какой смысл вы вкладываете в это выражение?

я родилась при СССР (84 год), но что-то меня терзают смутные сомнения, что я бы "идеально вписалась" даже в молодежь, родившуюся на 10-20 лет раньше

Передёргивание. Мы не говорим о том, как бы вы вписались в мир на десять лет раньше или позже своей жизни. Мы говорим о том, что попав в свои 70 лет в эпоху своего 50-летнего юбилея, вы бы вряд ли столкнулись с чем-то принципиально вам неведомым, кроме, собственно, самого факта временного скачка. ))

мы уже далеко не все знаем, что шкапчик гей-славяне был символом грубой и безвкусной обстановки, часто - казенщины, или какую роль играли в то время физкульт.пробеги и споры по поводу сои.

Тут легко допрыгаться до особенностей моды или местечковых приколов. Ну и 40-50 - это, фактически, период активной "взрослой" жизни современного поколения. Прямо скажем, не 10-20.

     

Дневник My Precious

главная